Любите ли Вы кино?
Любите ли вы кино? С недавних пор этот, как считал бывший наш вождь, важнейший вид искусства начал возрождаться, обретая новых поклонников. В Твери есть такой «очаг культуры», который без малого четверть века воспитывает у детей любовь к нему. Причем это не пассивное, потребительское отношение к кино, а активное, творческое.
Каждый год в сентябре детская кинофотостудия «Фокус,1980», что при Затверецком центре дополнительного образования, начинает набор. Нынче ей исполнилось 24 года. Но настоящий отсчет своей творческой деятельности студийцы стали вести с 1979 года: именно тогда их первый фильм, посвященный московской Олимпиаде, получил хорошие отзывы и занял второе место на областном кинофестивале.
Основная деятельность «Фокуса» поначалу была связана с силикатным заводом. Профсоюз выделял студии кинопленку и давал задание запечатлеть деятельность администрации, передовиков производства… Константин Купцов, возглавивший студию, учил ребят в каждом сюжете, сколь бы банален он ни был, искать изюминку. И хотя условия в студии и раньше были не ахти, а теперь и вовсе сложные, результаты работы радовали и ребят, и их руководителя. На конкурсах и фестивалях не обходилось без призового места.
Вот сейчас приходят в студию многие ее выпускники, с интересом смотрят фотографии в альбомах, которые стали уже историей клуба, вспоминают, с чего все начиналось…
Кто-то стал кинооператором, кто-то – режиссером. И если даже профессия бывших студийцев не связана с фотографированием и киносъемкой, это их бывшее увлечение не забылось, оно оставило добрый след.
Затверечье – это совершенно особый противоречивый мир. Здесь все здороваются друг с другом независимо от того, знакомы или не очень. Здесь люди добры и отзывчивы на чужую боль и в то же время в Затверечье проблемных семей больше, чем где-либо. Типичны ситуации, когда родители – без работы, дети – без отцов. Подростки пьют горькую, наркоманят. Выбор развлечений невелик: кто в сатанисты идет и развлекается по ночам на кладбище, истребляя местных кошек, кто устраивает посиделки на трамвайных остановках. Кстати, по темноте не всякий вагоновожатый осмеливается вести трамвай в Константиновку: того и гляди великовозрастные детишки камнями закидают, стекла побьют. Конечно, приходят ребята и в «Фокус». Присматриваются, знакомятся с порядками. Не всем нравится, что Константин Алексеевич не одобряет пристрастия к куреву и алкогольным напиткам, и тут уж надо выбирать: либо творчество тебя увлечет, либо бесцельное шатание по тёмным улицам.
Стоит ли говорить о том, что денег на фотобумагу и пленку у ребят нет. Финансирование студии убогое. Купцов вынужден добывать эти материалы всеми правдами и неправдами. Находит чаще всего черно-белую пленку, просроченную, покрытую вуалью. Цветная – роскошь недоступная. Кто понимает в фотоделе – знает, что хорошего качества снимков при такой пленке не добиться. А «фокусники» учатся на ней работать да еще ухитряются призовые места на областных конкурсах завоевывать. Конечно, при таких материалах на всероссийских конкурсах сложно добиться высоких мест. К тому же у ребят даже простенького компьютера нет. А такая техника очень нужна и для обработки видеофильмов (а их тоже снимают), и для редактирования снимков.
Как же, спросите вы, без компьютера можно монтировать фильмы? Благо Константин Алексеевич является ведущим инженером технических средств обучения в тверском университете на кафедре математики. Вот на здешних, видавших виды «видаках», и монтируются фильмы.
В июле студийцы участвовали во всероссийском фотоконкурсе в Рязани. Там на общем фоне выигрышно смотрелись снимки Максима Дремлюги, Саши Потлова, Саши Журавлева. Этим ребятам хорошо удаются и пейзажи, и жанровые съёмки.
Какие темы выбирают ребята для съёмок? Естественно, те, которые им ближе. О жизни в Затверечье, о своем поколении, о том, что происходит с ними во время походов, в которые они отправляются каждое лето. Это не только радужные сюжеты. Рядом со студией пивные ларьки, сигареты продаются по рублю за штуку, а наряду с бывалыми завсегдатаями злачных мест нередко и молодежь устраивает здесь свои собрания. Об этом никак не умолчишь. Один из фильмов о ребятах из Затверечья, который называется «Медвежий угол», занял первое место на областном конкурсе и третье, за операторскую работу, на всероссийском кинофестивале в Питере.
Отличительной чертой кинотворчества студийцев является ненавязчивость, спокойный тон, документальность. Есть некоторый художественный налет, для большего эффекта используется музыкальное сопровождение. А в основе обязательно лежит филосовская идея.
Авторы фильмов рассказывают и о себе: о разных характерах ребят, объединенных в коллектив, о том, в каких условиях они живут, как ждут лета, чтобы пойти в поход, какие испытания им приходится преодолевать. Кого-то пугают трудности, они «ломаются», а те, кто преодолел их, становятся более закаленными. Вот, к примеру, недавний летний поход по рекам Цне и Тверце! Во время этого непростого путешествия такая драматургия развернулась, что придумывать какие-то сложные композиционные ходы для фильма просто нет необходимости. Река обмелела настолько, что пришлось лодки на собственном горбу тащить. А однажды ночью, когда с Вышневолоцкого водохранилища пустили воду и она поднялась на метр, оставленная на берегу лодка уплыла по течению. Поиск лодки превратился в настоящий детектив. Были и психологические срывы, были и моменты, вспоминая которые можно задуматься о своих поступках и даже посмеяться над собой, любимым.
Летом было несколько интересных походов. Один из них – по местам боевой славы Калининского фронта. Беседовали с селянами, очевидцами военных действий. Кадры получились нешаблонные, потому что люди говорили откровенно то, что думали, а не то, что было принято говорить во времена не столь отдаленные. В августе устроили пикник на реке Тьме. Тут тебе и ловля рыбы, и спортивные игры, и праздник Нептуна, и просто наслаждение от общения с природой. Это ли не темы для фотографий и будущих фильмов!
Я спросила Константина Алексеевича почему студия «Фокус,1980» называется именно так.
- Мы следуем классическому определению людей, творящих кино, как помеси истинных фокусников с реалистами, - сказал он. – Стараемся искать приёмы, которых нет у других.
И, судя по тому, что студия «Фокус, 1980» и ее члены занимают призовые места на разных конкурсах и фестивалях, это им удается. Есть среди выпускников студии и такие, кто связал свою профессию с детским увлечением. Стелла Мысс, например, окончила институт культуры и сейчас работает в Москве режиссером. А Максим Дремлюга учится на отделении журналистики ТвГУ и мечтает еще закончить питерский киноинститут.
Кстати, встречи выпускников проходят не в день рождения студии, а полгода спустя. На манер Феллини – в восемь с половиной, шестнадцать с половиной… Очередной сбор будет в двадцать четыре с половиной.
Тамара ТОПЧЕВА